«История одного предмета. Традиционный женский народный костюм.»
#МузейнаяНеделя#КультураНаКарантине
18 мая — «Международный День музеев». История этого праздника начинается с 1977 года и ежегодно в этот день музеи готовят различные мероприятия для своих посетителей. Щекинский художественно-краеведческий музей не первый год становится участником данной акции. 2020 год объявлен Годом народного творчества. Сегодня мы расскажем Вам про традиционный женский народный костюм.
Национальная одежда- своеобразная летопись исторического и художественного творчества народа. В русской женской одежде вплоть до 19 века четко выделялся такой тип, как комплекс с поневой (южнорусский комплекс). Он был характерен для Тульской губернии. Девичья одежда в этих местах состояла из домотканой рубахи, перехваченной поясом и головной повязки, оставлявшей открытыми затылок и косу. Когда же женщина выходила замуж, она надевала поверх рубахи шерстяную юбку-поневу (крестьянки называли ее «вечный хомут» или «бабья кабала») и тщательно закрывала голову головным убором.
Древнейшим элементом одежды славян считается рубаха. Она защищала людей от палящих лучей летнего солнца во время работы в поле, на нее надевали меховую одежду в зимнюю стужу. Рубаха в глазах наших предков обладала магической силой. Если кто-либо хотел принести зло своему недругу, то стоило ему овладеть на время рубашкой врага, произнести несколько заклинаний, и хозяин рубашки был обречен, на него напускали «порчу». Поэтому нужно было охранять рубаху, сделать ее неуязвимой, даже если она попадала в руки плохих злобных людей. Женщины покрывали ворот и подол рубахи вышивкой-оберегом (от слова «оберегать»). Первоначально, в глубокие – глубокие времена, рисунки-вышивки имели магический смысл. Позднее ворот, оплечья, рукава и подол рубах украшали тканым или вышитым узором, аппликациями из ярких полос и лент. Молодых женщин отличало обилие красного цвета. Пожилые люди носили преимущественно белые рубахи почти без украшений. Отличительной чертой Тульской губернии считалось сочетание красной и черной вышивки.
Поверх рубахи надевалась юбка, которая носила название «понева». Она была классического темно-синего или черного цвета в клетку с прошвой (вшитый в переднюю часть юбки кусок ткани из сатина темного цвета, который после загрязнения выпарывался и заменялся чистым). Низ поневы украшен разнообразным орнаментом. В разных губерниях с поневой был связан свой ритуал. Так известно, что в одних местах понева служила отличительной чертой замужней женщины, а в других надевалась девушками «на выданье». Существовал такой обряд: в горнице ставились длинные лавки, на них взбиралась девушка, которая должна была бегать по лавкам. Ее крестная мать стояла возле последней лавки, распялив на руках поневу. Девушка должна была спрыгнуть с лавки и попасть в поневу. Если попадала, то обряжалась в нее и ждала сватов. Если же нет, то считалось, что замуж выходить ей еще рано и обряд переносился на следующих год.
Поверх рубахи для утепления, также надевался фартук с рукавами, который называли завеса или занавеска. На спинке завесы можно видеть небольшую прорезную рамку, в которую девицы пропускали косу во время работы в поле, чтобы она им не мешала.
В Тульской губернии распространенной верхней женской одеждой была поддевка.
Одежду подпоясывали широким кушаком или поясом. (Все это вы можете увидеть на фотографии)
Любой крестьянский костюм дополнялся обувью: плетеной или кожаной. Обувь была почти одинаковой для мужчин и для женщин и различалась только размерами и украшением.
Самым распространенным видом ее были русские лапти плетеные из лыка и бересты. Лапти использовались во все времена года. Для тепла и прочности подошва проплеталась конопляной веревкой. Лапти надевали поверх онуч (портянок), представлявших собой прямоугольные полосы ткани, оборачиваемые вокруг ноги. Летом носили холщовые, а зимой суконные онучи обычно белого цвета. Онучи закреплялись на ноге белыми и черными веревками – оборами, доходившими длинной до 4 метров. Лапти умели плести не только взрослые, но и дети. #MuseumWeek#МузейнаяНеделя#КультураНаКарантине#CultureInQuarantineMW#сидимдома#вирусnet#музейщекино