Апр
27
2020

Это пламя будет Вечным!

На этой фотографии Сергей Александрович Джобадзе. Ветеран Великой Отечественной войны, участник боев за Тулу, Москву. Сегодня мы Вам расскажем о малоизвестных фактах в судьбе ветерана Великой Отечественной войны, директоре Щекинского химкомбината, инициаторе зажжения вечного огня Сергее Александровиче Джобадзе.

Сергей Александрович Джобадзе родился в 1909 году, окончил Московский химико-технологический институт имени Д.И. Менделеева в 1934 году.

Война началась для Сергея Александровича с июля 1941 года. Он работал в штабе истребительных батальонов и в 4-ом управлении НКВД города Москвы и Московской области.

Непосредственно занимался организацией и формированием партизанских и истребительно-диверсионных групп, их боевой подготовкой и боевого использования в тылу противника, а также подготовкой партизанских кадров диверсантов-подрывников Штаба истребительных батальонов. Спецшкола НКВД находилась в доме отдыха Северский недалеко от города Коломна. Сергей Александрович в звании инженера майора готовил диверсионные группы.

С первых дней Великой Отечественной войны возникла необходимость по организации партизанских кадров, особенно диверсантов-подрывников, в совершенстве владеющих подрывной техникой. Руководители школы Никулочкин, Колесников и Джобадзе разработали технически и тактически основы «Рельсовая война» — способа массового вывода рельсов из строя малыми зарядами тыловых шашек на железных дорогах и тылу врага.

Так как Сергей Александрович Джобадзе был химиком по образованию, то он предложил, вместо 400 грамм тротила использовать 70 грамм. Многие не верили, что этот способ даст эффективный результат. Но, если бы подрывники-диверсанты продолжили работать старым способом, то запасы тротила закончились бы к средине войне.

Идея рельсовой войны нашла одобрение у всех крупнейших военных специалистов. Сталину была направлена докладная записка начальника штаба партизанского движения о готовности проведения операции «Рельсовая война».

В результате боевых действий истребительно-диверсионных групп и партизанских отрядов против фашистов в Московской области было уничтожено 17 тысяч фашистских захватчиков, 2 генерала, 200 офицеров, 5 самолетов, 65 танков, 48 орудий и минометов, около 400 штабных грузовых и легковых автомобилей, взорвало 35 складов и баз с боеприпасами, пущено под откос 2 воинских эшелона с живой силой и техников противника, повреждено в 1000 местах линии связи, заминировано около 80 дорог, на которых подрывался автотраспорт и боевая техника противника.

В феврале 1942 года в Кремле было первое награждение партизан правительственными наградами. Сергея Александровича Джобадзе был награжден медалью «Партизану Отечественной войны» I степени. Медаль вручал председатель Президиума Верховного совета СССР Михаил Иванович Калинин.

Широкомасштабное использование операция «Рельсовая война» получила на Курской дуге.

На совещании в ставке Гитлера фельдмаршал фон Круге, отступая на новые позиции, докладывал: «В тылу у меня всюду партизаны, которые все еще не только разбиты, но все больше усиливаются, к тому же их активность в связи с выбросом большего числа парашютистов увеличивается. Это 400 проклятых диверсий, взрывов на железных дорогах».

Начальник военного сообщения армии «Центр» сообщал о том, что советские партизаны в тылу этой группы армии с июля по декабрь 1943 года произвели 42 тысячи взрывов, в результате чего было безвозвратно потеряно более 500 км железнодорожных рельсов.

Партизаны Белоруссии только за одну ночь с 19 на 20 июля взорвали все железнодорожные пути западнее Минска в 10 тысячах местах и прервали транспортную систему.

Немецкий генерал Гренер говорил: «Там, где перестают ходить поезда, война кончается сама собой». Поэтому командующим вооруженными силами Германии на Западе было дано поручение Гитлера отправлять значительное количество рельсов на восточный фронт, сняв их со вторых путей французских железных дорог. Но так как масштабы разрушений в России были большие, то пришлось снимать рельсы и в Польше, и в Германии. 6 240 вагонов и платформ с рельсами Гитлер бросил на восстановление железных дорог в России.

Иосиф Виссарионович Сталин сказал: «Операция «Рельсовая война» имеет большое значение, так как может поставить противника в тяжелое положение, и это составит историческую заслугу советских партизан перед Родиной. Авторы разработки «рельсовой войны» первыми в мире доказали возможность уничтожения-перебивание рельсов малыми зарядами».

Таким образов в результате применения тактики «рельсовой войны» и других диверсий партизан, общие железнодорожные перевозки на территории, оккупированной немцами, были сокращены на 40%. Это оказало неоценимую помощь в наступление Красной армии начиная с 1941 года и до Победы.

В 1975 году в Москве была выпущена книга «Разработка и внедрение «Рельсовой войны» в Великой Отечественной войне», где описано много интересных исторических фактов. Авторы книги – Журавлев, Никулич, Джобадзе. Эта книга хранится в архивах нашего музея.

1945 год – Победа.

9 июня 1945 года советом народных комиссаров СССР подполковник Сергей Александрович Джобадзе командируется в город Берлин для выполнения специального задания. Заместитель начальника Красной армии генерал-лейтенант Баюков дает распоряжение начальникам тыла фронта, начальникам тыла армий и военным комендантам оказывать товарищу Джобадзе необходимое содействие и помощь в выполнении возложенного на него задания.

Судьбы работников НКВД долгие годы были засекречены, поэтому многое из того, что делал Сергей Александрович неизвестно.

    В Щекинском художественно-краеведческом музее хранится уникальная карта «Свидетельство врага о «Рельсовой войне» и книга «Разработка и внедрение «Рельсовой войны» в Великой Отечественной войне», переданные женой Александра Сергеевича.

 — под Москвой, ноябрь 41.

За участие в партизанском движении и в разгроме немецко-фашистских захватчиков под Москвой и Тулой, он был награжден Орденом Красного Знамени,  Орденом «За боевые заслуги», Орденом Красной звезды и девятью другими медалями. В феврале 1942 года Михаил Иванович Калинин пригласил самых отважных партизан в Кремль, в Москву  для награждения медалями «Партизан Отечественной войны Первой степени» Одним из награжденных партизан был Сергей Александрович Джобадзе.

В августе 1945 года Джобадзе был командирован в город Берлин для выполнения спецзадания.

С января 1945 года по 1949 год Сергей Александрович был назначен начальником управления газопровода Саратов-Москва. В июне 1946 по этому газопроводу пошел первый газ в Москву. С 1949 по 1952 работал начальником химического комбината города Кохтаярве Эстонской ССР. В 1949 газ подается с Кохтаярве в город Ленинград. С 1952 по 1954 назначается директором строящихся газопроводов Миннефтехимпрома. И в 1955 году назначается директором газового завода в Тульскую область поселок Административный Щекинского района, ныне поселок Первомайский.

За свою трудовую деятельность награжден Орденом Трудового Красного Знамени и медалью «За трудовую доблесть». Указом Президиума Верховного Совета РСФСР в 1979 году ему присвоено почетное звание «Заслуженный химик РСФСР».

Сергей Александрович Джабадзе был неординарной личностью. Он вместе с фронтовиками вел большую военно-патриотическую работу среди населения, особенно среди молодежи. По его инициативе и непосредственном участие комсомольцев завода был сооружен на братской могиле монумент Вечного огня павшим войнам и партизанам в Великой Отечественной войне. Его торжественное открытие состоялось 9 мая 1957 года в честь 10летия Победы над немецко-фашистскими захватчиками. Это был первый в СССР Вечный огонь, зажженный в память павшим войнам и партизанам в Великой Отечественной войне.

В этой могиле захоронены останки воинов 217 и 290 дивизий, освобождавших деревни Воробьевка, Кочаки, Ясенки, Ясную Поляну, Груманты, Телятинки, Старую Колпну.

Ветераны 88-ой спецчасти в 1975 году в г. Москве избрали С. А. Джобадзе заместителем председателя Совета ветеранов. За активную патриотическо- воспитательную работу С. А. Джобадзе награжден нагрудным почетным знаком Советского комитета ветеранов Великой Отечественной войны, а также многочисленными грамотами.

В послевоенные годы Сергей Александрович являлся одним из инициаторов встреч ветеранов-партизан Великой Отечественной войны.

9 мая 1980 года Сергей Александрович последний раз пришел на встречу с фронтовыми друзьями, а 10 мая 1980 года его не стало.

Автор: Кузнецова Н. Ф.

 директор МАУК «Щекинский художественно-краеведческий музей»

Добавить комментарий