«Жизнь, как путешествие»
В зале нашего музея есть экспозиция под названием «Великие путешественники Щекинской земли», посвященная памяти Почетного гражданина города Щекино, Почетного гражданина Чернского района, Отличника народного просвещения РСФСР, Заслуженного учителя школы, члена географического общества, писателя, краеведа, путешественника, пушкиниста Дориана Михайловича Романова и Почетного полярника, метеоролога Бориса Александровича Кремера.
Дориан Михайлович Романов родился 12 марта 1926 года в г. Москве. Однако своей родиной он считает Рязанщину, где жили и похоронены многие поколения его предков, крепостных крестьян с. Насилова Пронского уезда. Члены рода Романовых участвовали во всех главных событиях XIX-XX веков: один оборонял Севастополь с 1854 г. по 1855 г. и награжден медалью, другой потерял ногу в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., третий получил солдатского Георгия за русско-японскую войну, четвертый погиб в Первую мировую, пятый — во время столыпинского переселения в Сибирь, два брата отца полегли в боях под Ленинградом осенью 1941 г.
Школьные годы Дориана Романова тое связаны с Ленинградом. В 1938 году его родители были арестованы. Отец погиб в Гулаге, а мать отпустили через полгода. Дориана и младшую сестру Лизу увезла из Ташкента бабушка к себе в Ленинград. Там семья жила с 1939 по 1942 гг. В дни блокады Ленинграда Дориан состоял в противопожарном отряде — дежурил по ночам на крыше, тушил зажигательные бомбы (одна из них взорвалась у него в руках), участвовал в тушении пожаров и т.д. В январе 1942 г. был доставлен в больницу с дистрофией III степени, но выжил. В апреле 1942 г. мать с детьми были эвакуированы через Ладожское озеро в Рязань, где жили родственники. Памятью о блокадном Ленинграде у Д. Романова остался Знак «Житель блокадного Ленинграда».
Дориан Михайлович в память о годах, проведенных в блокадном Ленинграде, создал тетрадь-дневник «Блокадные листки», где собирал статьи, многие из которых были написаны им же, воспоминания о том страшном времени.
Впервые в Тульскую область Дориан Романов попал в 1946 году, во время пятилетней службы в армии. Он был артиллеристом топографом-вычислителем, а часть находилась в городе Плавске. После службы экстерном поступил в Тульский пед на отделение русского языка и литературы. По обстоятельствам военной службы учеба шла с перерывами, и окончить институт удалось только в 1955 г., получил диплом с отличием, который хранится в нашем музее.
Демобилизован из армии с 1950 г. и приехал к жене в г. Плавск. Вскоре получил назначение директором Плавского детского дома. Так началась педагогическая работа, продолжавшаяся 51 год, в том числе и в школах Щекинского района: Яснополянской школе-интернате, Первомайской школе-интернате и в школе №15.
В жизни Д.М. Романова всегда занимала важное место исследовательская и литературная работа. Развивалась она на основе и в тесном единстве с работой педагогической. В течение 33 лет руководил школьным клубом юных путешественников, носившим комплексный географический, историко-следопытский и военно-патриотический характер. За эти годы педагог провел более 40 дальних школьных походов и экспедиций, по материалам которых возникли 2 школьных музея — геологический и морской славы. Постоянно занимался краеведением.
Наиболее сложные темы поисков продолжал сам, работая во время отпуска в архивах, музеях, библиотеках. Более пяти лет занял поиск «Туляки — первопроходцы Арктики», в результате которого было установлено, что туляками являются известные первопроходцы супруги Прончищевы, С. Челюскин, А. Чириков и др. Было установлено много неизвестных фактов их биографии и происхождения.
По поручению Географического общества в течение 10 лет был научным руководителем Тульской полярной экспедиции, имеющей задачей обследовать места деятельности туляков-первопроходцев и установить мемориальные знаки. Для лыжных отрядов этой экспедиции Романов готовил маршрут, инструкции, исторические справки и т.д.
Дориан Романов говорил: «Я всю жизнь увлекался литературой и астрономией, историей и кораблевождением, военным делом и краеведением, все это оказалось нужным для работы с детьми».